Научная реставрация — одно из основных направлений деятельности Эрмитажа. История развития реставрационного дела в музее насчитывает около двух с половиной столетий и восходит ко времени приобретения первых художественных коллекций императрицей Екатериной II. Научный подход к реставрации получил развитие в первые десятилетия ХХ века. Тогда же в связи с расширением фондов музея был организован реставрационный отдел, открыты новые мастерские и лаборатории, в том числе первая в стране рентгеновская лаборатория. В середине ХХ века наряду с мастерами-художниками в отделе стали работать искусствоведы, историки, специалисты с техническим и естественнонаучным образованием. Используя достижения современной науки и техники, они разработали комплексный метод реставрации произведений искусства. В настоящее время отдел является крупным научно-реставрационным центром. В его состав входят 14 лабораторий, специализирующихся на определённых видах памятников в зависимости от их материала и техники. Так, реставрацией живописи занимаются четыре лаборатории научной реставрации: станковой, темперной, монументальной и восточной живописи. С произведениями декоративно-прикладного искусства работают специалисты лабораторий научной реставрации мебели; осветительных приборов и нового металла; часов и музыкальных механизмов; керамики и витражей; тканей и водоразмываемой живописи. Отдельные лаборатории специализируются на реставрации скульптуры и цветного камня; памятников из органических материалов; драгоценных и археологических металлов; графики; фотографических материалов. В Отделе научной реставрации и консервации трудятся более ста специалистов, которые ежегодно спасают от разрушения и сохраняют для будущих поколений несколько сотен памятников из собрания Государственного Эрмитажа.

Реставрация в Эрмитаже

Научная реставрация — одно из основных направлений деятельности Эрмитажа. История развития реставрационного дела в музее насчитывает около двух с половиной столетий и восходит ко времени приобретения первых художественных коллекций императрицей Екатериной II. Научный подход к реставрации получил развитие в первые десятилетия ХХ века. Тогда же в связи с расширением фондов музея был организован реставрационный отдел, открыты новые мастерские и лаборатории, в том числе первая в стране рентгеновская лаборатория. В середине ХХ века наряду с мастерами-художниками в отделе стали работать искусствоведы, историки, специалисты с техническим и естественнонаучным образованием. Используя достижения современной науки и техники, они разработали комплексный метод реставрации произведений искусства. В настоящее время отдел является крупным научно-реставрационным центром. В его состав входят 14 лабораторий, специализирующихся на определённых видах памятников в зависимости от их материала и техники. Так, реставрацией живописи занимаются четыре лаборатории научной реставрации: станковой, темперной, монументальной и восточной живописи. С произведениями декоративно-прикладного искусства работают специалисты лабораторий научной реставрации мебели; осветительных приборов и нового металла; часов и музыкальных механизмов; керамики и витражей; тканей и водоразмываемой живописи. Отдельные лаборатории специализируются на реставрации скульптуры и цветного камня; памятников из органических материалов; драгоценных и археологических металлов; графики; фотографических материалов. В Отделе научной реставрации и консервации трудятся более ста специалистов, которые ежегодно спасают от разрушения и сохраняют для будущих поколений несколько сотен памятников из собрания Государственного Эрмитажа.

Экспонаты

закрыть