Истоки искусства глиптики — резьбы на миниатюрных драгоценных и полудрагоценных камнях — уходят корнями в глубокую древность. Природная красота минералов в сочетании с виртуозной тонкостью работы делают резные камни (геммы) одними из самых притягательных произведений искусства. Инталии — камни с углублённым изображением — начали вырезать в IV–III тысячелетии до н. э. на Востоке и в Эгейском мире; инталии служили амулетами и печатями. В конце IV — начале III в. до н. э., в эпоху эллинизма, появились первые камеи — камни с выпуклым рельефом. Исполнявшиеся, обыкновенно, на многослойных цветных камнях, камеи часто использовались как украшения, служили подношениями в храмы; камеями декорировали светские и культовые предметы, они красовались на одеждах знати и жрецов. Геммы, вырезанные мастерами Древней Греции и Древнего Рима, стали воплощением классического идеала. К художественному совершенству античных миниатюрных памятников будут стремиться мастера последующих поколений. Высокий расцвет искусства глиптики в эпоху Возрождения, а также позднее, во второй половине XVIII — начале XIX века, приходился на время усиления интереса к античности. Коллекционировать геммы стали уже в древности. Начиная с эпохи Возрождения резные камни, античные и новой работы, были предметом страстного собирательства. В эпоху Просвещения увлечение резными камнями достигло такого размаха, что его сравнивали с эпидемией. Крупнейшим коллекционером гемм XVIII века была императрица Екатерина II, собравшая более 10 000 камей и инталий.

Глиптика

Истоки искусства глиптики — резьбы на миниатюрных драгоценных и полудрагоценных камнях — уходят корнями в глубокую древность. Природная красота минералов в сочетании с виртуозной тонкостью работы делают резные камни (геммы) одними из самых притягательных произведений искусства. Инталии — камни с углублённым изображением — начали вырезать в IV–III тысячелетии до н. э. на Востоке и в Эгейском мире; инталии служили амулетами и печатями. В конце IV — начале III в. до н. э., в эпоху эллинизма, появились первые камеи — камни с выпуклым рельефом. Исполнявшиеся, обыкновенно, на многослойных цветных камнях, камеи часто использовались как украшения, служили подношениями в храмы; камеями декорировали светские и культовые предметы, они красовались на одеждах знати и жрецов. Геммы, вырезанные мастерами Древней Греции и Древнего Рима, стали воплощением классического идеала. К художественному совершенству античных миниатюрных памятников будут стремиться мастера последующих поколений. Высокий расцвет искусства глиптики в эпоху Возрождения, а также позднее, во второй половине XVIII — начале XIX века, приходился на время усиления интереса к античности. Коллекционировать геммы стали уже в древности. Начиная с эпохи Возрождения резные камни, античные и новой работы, были предметом страстного собирательства. В эпоху Просвещения увлечение резными камнями достигло такого размаха, что его сравнивали с эпидемией. Крупнейшим коллекционером гемм XVIII века была императрица Екатерина II, собравшая более 10 000 камей и инталий.

Экспонаты

  • Камея: портреты Птолемея II и Арсинои II (камея Гонзага). III в. (оправа - поздняя)

  • Инталия: кобыла с жеребенком. Оборот: надпись на греческом языке: ΕΥΤΥΧΩΧΣ /ΦΑΥСΤΙ/ΝΙΑΝΩ ("На счастье Фаустиниану"). I в.

  • Камея: Персей и Андромеда. I в. до н.э. (оправа - поздняя)

  • Камея: суд над Орестом. I в. до н.э. (оправа - поздняя)

  • Камея: голова Зевса. III в. (оправа - поздняя)

  • Резчик Гилл. Камея: императрица Ливия, начало I в. (оправа - поздняя)

  • Мастер Диоскурид. Инталия: нимфа Аура. I в. до н.э. - I в. (оправа - поздняя)

  • Инталия: военный корабль. IV в. до н.э. (оправа - поздняя)

  • Карадоссо ди Фоппа. Инталия: портрет Лодовико Моро. 1494-1499 гг.

  • Кастельболонезе, Джованни Бернарди да. Инталия: похищение Деяниры, начало 1540-х гг.

  • Камея: Аполлон, убивающий Пифона, кон. XVI в.

  • Маснаго, Джованни Антонио. Камея: дрофа, середина XVI в. (камея); конец XVIII в. (оправа)

  • Камея. Танцовщица с тамбурином. 1796-1819

  • Тетенев, Денис Осипович (?). Камея: Гигиея, кормящая змею перед Минервой

  • Камея: Клеопатра VII, конец XVI - начало XVII в.

  • Показать еще
    закрыть