Назад
Статья

Степан Александрович Гедеонов

Рубрики:Персоналии, История Эрмитажа

Степан Александрович Гедеонов — одна из ключевых фигур в истории Эрмитажа. В 1861 году он сыграл важную роль в покупке части коллекции маркиза Кампаны, обогатившей античное собрание музея. По поручению Николая I и министра Двора Гедеонов участвовал в обновлении экспозиций первого этажа, в разработке правил распорядка и проекта новых штатов музея, в 1863 году был назначен первым директором. При Степане Александровиче музей стал доступным для всех слоёв общества. В 1863 году были отменены установленные Николаем I строгие правила, которые требовали заранее приобретать входной билет в музей и посещать его во фраках или мундирах. В годы директорства Гедеонова, который всегда заботился о пополнении коллекций Эрмитажа, были куплены два шедевра мирового искусства: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (1865) и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля (1870). Сын директора Императорских театров А. М. Гедеонова, Степан получил хорошее домашнее образование. В 1832 году он поступил на службу в московскую Дворцовую контору, в 1833–1835 годах служил в Театральной дирекции. После окончании в 1835 году историко-филологического факультета Петербургского университета (со степенью кандидата), был назначен секретарём президента Императорской Академии наук, а затем и министра народного просвещения графа С. С. Уварова. В 1841 году Гедеонов был пожалован в камер-юнкеры Двора, с 1849 стал чиновником особых поручений VI класса при Министерстве народного образования. Десятого декабря 1850 Гедеонов был назначен помощником графа П. Г. Волконского, заведующего учреждённой в Риме Археологической комиссии по приисканию древностей, но оставлен в ведении Министерства просвещения. Пребывание в Риме стало важным этапом в его карьере. Благодаря знакомству со многими хранителями и знатоками античных коллекций, Степан Александрович хорошо знал музеи и частные собрания Италии, был в курсе новых открытий и сумел купить нескольких античных скульптур для Эрмитажа. В 1861 Гедеонов был назначен заведующим Римской Археологической комиссией и попечителем находящихся в Риме пенсионеров Академии художеств. В том же году он приобрёл часть коллекции маркиза Джованни Пьетро Кампаны, которая стала поистине судьбоносной для Императорского Эрмитажа и для самого Гедеонова. Последний, пользуясь услугами хранителя Ватикана комиссара древностей Пьетро Эрколе Висконти, до обнародования продажи, выбрал лучшие, по его мнению, памятники. Первого марта 1861 года был заключён договор о покупке, в июне того же года в Париже на французском языке был напечатан составленный Гедеоновым каталог «Описание художественных произведений галереи Кампаны в Риме, приобретённых для Императорского Эрмитажа». Остальная часть коллекции была куплена Наполеоном III, который впоследствии подарил её Лувру. Некоторые предметы отправились в Лондон: в Британский музей и Музей Виктории и Альберта. Собрание монет маркиза осталось в Италии. Первая партия древностей прибыла в Кронштадт 7 июля, последняя — 16 ноября 1861 года. Для представления Александру II произведения искусства были расставлены в Иорданской галерее, на площадках Парадной лестницы и залах Невской анфилады Зимнего дворца. Среди 792 поступивших предметов числилось 565 керамических: вазы и лампы, из которых, по словам Гедеонова: «250 — необычной красоты, из них 35 — огромные вазы из Руво и Великой Греции, уникальная коллекция, и даже в музее в Неаполе их меньшее число, а в Ватикане лишь три; наконец, знаменитая ваза из Кум, с золочёными барельефами. Чудо в своём роде; прозванная “король ваз”; вещь несравненная…» Также «было отобрано 139 бронз, в том числе крышка от урны, найденная в древнейшей части некрополя Перуджи, изображающая полулежащего юношу, этрусский шлем, львиная голова, возможно, часть статуи Химеры, домашняя утварь, оружие». О скульптуре Гедеонов писал: «77 мраморных античных произведений, из которых 4 статуи почти все полу-колоссальные или не менее натуральной величины». Среди них уникальная статуя Юпитера, высота которой почти 3,5 м, найденная в развалинах загородной виллы императора Домициана (51–96 г.) в окрестностях Рима. Также в музей поступило одно ювелирное изделие и 9 картин. Пополнение Императорского Эрмитажа столь большим количеством произведений искусства повлекло за собой изменение экспозиций и правил распорядка, реорганизацию штата, издание каталогов. В 1863 году вместо двух отделений музея было создано пять: I Отделение греческих и римских древностей, II Отделение медалей и монет, III Отделение скифских и русских древностей, с включением Галереи драгоценностей и Петровской галереи, IV Отделение гравюр и рисунков, V Отделение картин и портретов. После утверждения нового штата была введена должность директора Эрмитажа, которую занял С. А. Гедеонов, получив титул Гофмейстера Императорского двора. Особой заслугой директора стало открытие музея для свободного доступа посетителей. В 1866 году Александр II утвердил его предложение допускать публику без билетов, а требование фраков и мундиров для визита исчезло уже в «Правилах» 1863 года. Для экспонирования древностей были отданы почти все залы первого этажа музейного здания. Главной задачей работы музея Гедеонов считал издание каталогов и увеличение коллекций. Так, в 1863 вышло первое издание каталога Картинной галереи Н. А. Лукашевича и В. К. Симона, в 1867 — каталог выставленных рисунков, в 1872 издан русский перевод керченских древностей и описание бронз и терракот. В 1865 году Гедеонов, опираясь на свой труд, издал первый путеводитель по «Музею древней скульптуры», выдержавшего несколько переизданий. Бесспорной заслугой директора является находка каталогов коллекции Джона Лайд Брауна, приобретённой Екатериной II в Англии в 1783–1784 годах, сделанная им в 1867 году в библиотеке Британского музея. Копии этих каталогов теперь хранятся в архиве Эрмитажа. Результатом заграничных командировок Гедеонова стало приобретение для Эрмитажа двух шедевров: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (1865) и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля (1870). В 1860-е годы впервые появляются фотографии с эрмитажных картин. Гедеонов поддерживал прошения издательских фирм, обращавшихся в Эрмитаж за разрешением для фотографирования, «находя такое мероприятие полезным и достойным поощрения». В 1867–1875 годах, оставаясь директором Эрмитажа, Гедеонов руководил Императорскими театрами. В 1874 был временно назначен заведующим делами Археологической комиссии. Один из главных научных трудов Гедеонова — книга «Варяги и Русь», в которой он полемизирует со сторонниками норманнской теории, утверждая западнославянское происхождение варягов. Изданная в 1876 году, она была удостоена Уваровской премии Академии наук. Разносторонняя деятельность Гедеонова была высоко оценена научным сообществом. Первый директор Эрмитажа был также Почётным членом Императорской Академии наук (1863), действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете (1863), Императорского Московского археологического общества (1864), Императорского Общества истории древностей (1875). С. А. Гедеонов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Материалы: Сотрудники Государственного Эрмитажа. 1852–1917. Биобиблиографический справочник. - СПб.: Изд-во ГЭ, 2004. Давыдова Л. И. Первый директор Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов / 250 историй про Эрмитаж: "Собранье пестрых глав...". В 5 кн. / - Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2014.

Экспонаты

  • Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта), середина 1490-х гг.

  • Рафаэль (Рафаэлло Санти). Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле), около 1504 г.

  • В годы директорства С. А. Гедеонова, который всегда заботился о пополнении коллекций Эрмитажа, были куплены два шедевра мирового искусства: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (1865) и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля (1870).

    закрыть