Назад
Издание

Санкт-Петербург в светописи 1840-1920-х годов

Рубрики:Фотография, Россия

Санкт-Петербург вдохновлял многие поколения художников. Ему посвящали свои лучшие произведения архитекторы, скульпторы, живописцы и графики. В ряду этих основных видов изобразительного искусства фотография занимает особое место. С начала 1840-х годов она становится неотъемлемой частью художественной летописи одного из самых молодых и красивых городов России, пользующегося мировой славой с первых дней своей истории. Запечатленные объективом фотоаппарата величественные панорамы города, его архитектурные ансамбли и отдельные здания, знаменательные и повседневные события столичной жизни, портреты петербуржцев окрашены особым ощущением непосредственности и документальности. С Петербургом, крупнейшим фотоцентром России, связана творческая деятельность как отечественных, так и европейских фотографов. Их наследие хранится во многих музеях и архивах нашей страны. Выполненные в разные годы фотоснимки, как материал тиражированный, иногда повторяются в различных собраниях, однако каждое из них имеет свою привлекательную специфику. Фонд фотографий Государственного Эрмитажа формировался одновременно с основными коллекциями Отдела истории русской культуры, организованного в 1941 году на базе бывшего Историко-бытового отдела Государственного Русского музея. В послереволюционные годы из национализированных петербургских дворцов и особняков сюда поступали художественные сокровища и предметы, имеющие историческое значение. В домах графов Бобринских, Шереметевых, Шуваловых, Строгановых, Левашовых, князей Юсуповых, Скоропадских и других петербургских аристократов хранилось огромное количество фотографий. Много старых фотографий находилось в библиотеках Зимнего дворца и жилых императорских покоях, являясь личной собственностью Александра III, Николая II и членов их семей. В основном за счет этих источников и формировался единый фотографический фонд, который в 1950-х годах был дополнен новыми поступлениями из Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции. Таким образом, в Эрмитаже сложилась одна из самых крупных отечественных коллекций старинной русской фотографии, насчитывающая около сорока тысяч единиц хранения и представляющая огромный исторический интерес. Поражая широтой диапазона тем и сюжетов, она включает работы наиболее выдающихся мастеров и известных фотоателье и воспроизводит основные моменты развития фотоискусства в России в 1840-1920-е годы.