Назад
Статья

Приобретение коллекции Генриха фон Брюля. 1769 год

Рубрики:История Эрмитажа

Во второй половине XVIII века одним из крупных культурных центров Европы был Дрезден. Курфюрст саксонский и король польский Август III (1733 -1763), чье правление не было отмечено ни политическими, ни военными успехами внес большой вклад в процветание саксонской столицы. Он владел знаменитой Дрезденской галерей и активно занимался ее пополнением. Приобретенные Августом III первоклассные полотна старых мастеров составили славу этого собрания. Содействие в покупке художественных ценностей саксонскому курфюрсту оказывал его первый министр граф Генрих фон Брюль (1700 – 1763). Обладая практически неограниченной властью и доступом к казне, предприимчивый граф приобретал на европейском художественном рынке произведения искусства и для своего патрона и для личной коллекции. Пользуясь услугами агентов короля и советами признанного знатока искусств Карла Генриха фон Хейнекена, он смог составить галерею из 600 картин и обширное собрание рисунков и гравюр. В 1754 году был издан роскошный альбом с гравированными изображениями картин, которыми владел Брюль, один из экземпляров его первого издания хранится в Эрмитаже. Генрих Брюль скончался в 1763 году, оставив многочисленные проблемы разоренной стране и наследникам. Интерес к знаменитой коллекции, выставленной на продажу, проявила русская императрица Екатерина II. В донесении посланника при cаксонском дворе князя А. М. Белосельского графу Н. И. Панину от 1 (12) марта 1768 года, касающегося возможности получения коллекции Брюля, есть запись рукой императрицы: «Картины, натуральный кабинет и оружие. Желаю иметь каталог. А также хочется знать оптом ли продадут и что чего будет стоить». И вскоре поступает распоряжение Панину: «Граф Никита Иванович Возьмите из моего кабинета рублями столько сколько надобно будет чтоб заплатить Галерея картин Бриля коя Князем Белосельским сторговано за сто восимьдесят тысячи голландских гульденов. Екатерина». Коллекция была куплена в июле 1768 года за 90 000 рублей. Знаменитое саксонское собрание, прибывшее в Петербург летом 1769 года, включало четыре картины Рембрандта, в их числе такой шедевр как «Портрет старика в красном», работы целого ряда крупных мастеров голландской живописи XVII века: Якоба Рейсдаля, Терборха, Остаде, Мириса, Ваувермана, Нетшера. Фламандцы были представлены двумя произведениями Рубенса, одно из них – шедевр коллекции «Персей и Андромеда», картинами Тенирса Младшего, охотничьими сценами де Воса. Французская живопись Эрмитажа пополнилась двумя полотнами Ватто. С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу графа итальянским художником Белотто. Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо «Меценат представляет императору Августу свободные искусства», написанное в 1743 году по заказу Франческо Альгаротти, знатока живописи, ученого и писателя и предназначавшееся в подарок графу Генриху Брюлю. Образы императора Августа и Мецената олицетворяют, соответственно, курфюрста и его министра, игравшего при саксонском дворе роль мецената. В глубине картины, за Тибром, изображен дрезденский дворец Брюля с висячим садом, стоявший на берегу Эльбы. Графическое наследие из коллекции Генриха Брюля насчитывало 1076 рисунков старых и современных мастеров, включенных в 14 альбомов In Folio. В нем были хорошо представлены рисунки итальянской, голландской и фламандской школ и лишь некоторые листы немецких авторов, что отражало вкусы собирателя. Гравюры и рисунки из собрания фон Брюля легли в основание эрмитажной коллекции графики, признанной одной из лучших в мире. Коллекция Брюля, поступившая в Эрмитаж целиком, является памятником эпохи и свидетельством художественных вкусов ее составителя.

закрыть