Назад
Статья

Портреты работы Гавриила Ивановича Яковлева. Новые атрибуции

Рубрики:Россия, Изобразительное искусство

В собрании живописи Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа насчитывается несколько сотен работ (как правило, анонимных), изучение и осмысление которых еще предстоит в дальнейшем. Необычайно важным в деле их атрибуции является поиск и выделение отдельных групп произведений, объединенных одной манерой и временем написания. Настоящая публикация посвящена исследованию пяти портретов, исполненных в 1850-е годы и оказавшихся схожими по своему образному строю и стилистике с работами Гавриила Ивановича Яковлева (1819–1862).

Яковлев Гавриил Иванович
Портрет А. З. Теляковского
1848
Холст, масло
Поступил в 1966 от М.Н. Ветошниковой
ЭРЖ-2643

Яковлев Гавриил Иванович
Портрет Ю.В. Теляковской
1848
Холст, масло
Поступил в 1966 от М.Н. Ветошниковой
ЭРЖ-2644

В качестве эталонных работ были использованы хранящиеся в Эрмитаже парные портреты Аркадия Захаровича и Юлии Васильевны Теляковских, поступившие в 1966 году от М.Н. Ветошниковой как работы неизвестных художников, но с владельческой легендой о том, что их автором является Г. И. Яковлев. Окончательное подтверждение этой атрибуции принадлежит И.Г. Котельниковой: в 1996 году оба произведения экспонировались на эрмитажной выставке «Историзм в России» уже с указанием фамилии художника. По прическе и костюму картины датировались концом 1840-х годов. Дальнейшее исследование позволило подтвердить время создания полотен. В 1888 году Теляковские отмечали 50-летний юбилей совместной жизни, а в 1848 году, вероятно, в связи с десятилетием юбилеем, предприняли путешествие за границу. Отзвуки этого события, как нам кажется, и были запечатлены на полотнах: итальянизированный пейзаж на портрете Юлии Васильевны и картина, висящая на стене, изображающая архитектурный пейзаж одного из европейских городов, на портрете Аркадия Захаровича. Таким образом, в настоящее время утвердилась датировка «около 1848 года», приуроченная к европейскому путешествию Теляковских. Портреты отличаются некоторым примитивизмом в образном строе: со старательным позированием героев, несколько скованными и напряженными движениями. Эта черта, определяющая все творчество художника, постепенно затухает в 1850-е годы, но не исчезает окончательно. Вероятно, это является отражением личности самого мастера: трудолюбивого и старательного, воспринимающего свое призвание не столько как свободное творчество, сколько как приносящее доход ремесло. При этом с технической точки зрения Яковлев владеет мастерством безукоризненно; его творчество являет собой образец классической лессировочной живописи с последовательными этапами нанесения красочных слоев: от подмалевка до последних уточняющих мазков. Исследование в инфракрасных лучах (ИК) портретов Теляковских позволяет еще более расширить наше знание о творческом методе мастера.

Портрет Ю. В. Теляковской
Снимок в ИК-области спектра

Так, характер рисунка в портрете Теляковской свидетельствует о большом значении, которое придавал Яковлев подготовительной работе. Очевидно, что для написания портрета ему необходимо было выполнить тщательно разработанный подготовительный рисунок, который затем в своих основных контурах переносился на загрунтованный холст. Этот этап хорошо заметен в изображении деталей, не вошедших в окончательный вариант: например, листья плюща и головное украшение. Контурный рисунок затем дорабатывался художником: уточнялся, детализировался и благодаря штриховке получал дополнительный объем. Характер рисунка – скругленный, напоминает (что отмечала еще С.В. Римская-Корсакова) ученические работы с изображением гипсовых слепков.

Портрет А. З. Теляковского
Снимок в ИК-области спектра

Парный портрет Теляковского имеет несколько иной характер линии, в силу того, что портрет мужской. Но и здесь заметен схожий принцип в подготовительном рисунке и присутствие подробной штриховки. Любопытно, что в последней работе мы видим сведенный на холст рисунок, изображающий скульптурную группу из двух обнимающихся фигур; в дальнейшем, видимо, полагая, что этот сюжет никак не характеризует военного инженера, художник не использовал его, написав на этом месте шкаф с книгами. Видимо, утраченная скульптурная группа должна была восприниматься аллегорически, отражая любящие отношения супругов и напоминая о юбилейном путешествии супругов за границу.

Яковлев Гавриил Иванович
Портрет митрополита Исидора
1861
Холст, масло
Справа, на базе колонны, подпись и дата: Г. Яковлевъ / 1861
Поступил в 1941 из Государственного музея этнографии. Ранее: в Древлехранилище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге-Петрограде-Ленинграде; с 1929 — в Историко-бытовом отделе Государственного Русского музея

ЭРЖ-689

Еще одним эталонным произведением является портрет митрополита Исидора: справа на базе колонны стоит подпись художника и дата – 1861.

Портрет митрополита Исидора
Снимок в ИК-области спектра

Подготовительный рисунок, увиденный нами благодаря ИК-исследованию, совершенно совпадает с «Теляковскими»: такие же скругленные, объемные линии с использованием штриховки. Портрет митрополита Исидора, написанный за год до смерти Яковлева, свидетельствует о неизменности его творческого метода на протяжении всей жизни.

Яковлев Гавриил Иванович
Портрет неизвестной
Конец 1850-х
Холст, масло
Поступил в 1941 из Государственного музея этнографии. Ранее: в Экспертной комиссии Наркомвнешторга; в Историко-бытовом отделе Государственного Русского музея
ЭРЖ-1314

Яковлев Гавриил Иванович
Портрет А. А. Мейснер
Начало 1850-х
Холст, масло
Поступил в 1941 из Государственного музея этнографии. Ранее: до 1928 — в Государственном музейном фонде; с 1928 — в Историко-бытовом отделе Государственного Русского музея
ЭРЖ-1929

Творчество Гавриила Яковлева, открытое С.В. Римской-Корсаковой и А.А. Погодиной в 1990-е годы, в настоящее время активно исследуется и стилистически, и технологически. Художник оставил достаточно большое художественное наследие, учитывая тот факт, что он рано умер и работал лишь всего около двух десятилетий. Портреты Яковлева очень схожи между собой, прежде всего в образном плане, что позволяет узнавать их среди произведений безымянных мастеров. При более детальном знакомстве находятся и схожие черты в технике написания картин. Отчетливее всего в эрмитажных картинах руку художника мы увидели в двух женских портретах, отличавшихся схожим настроением в передаче характеров изображенных, совершенно одинаковой композицией и художественной манерой.

Портрет неизвестной
Снимок в ИК-области спектра

Проблема заключалась в том, что Яковлев работал настолько по-ученически правильно, старательно и традиционно, что важный критерий в стилистической атрибуции – индивидуальность почерка – оказывался как бы незаметен, смазан. Приходилось выискивать не просто схожие, но полностью идентичные фрагменты живописи, как, например, завершающие зигзагообразные мазки на тыльной стороне рук. И все же, памятуя о большом неизученном пласте отечественного портретного искусства этого времени, окончательные выводы было делать крайне сложно.

Портрет А.А. Мейснер
Снимок в ИК-области спектра

К счастью, в случае с Яковлевым мы знали, что стопроцентное доказательство авторства картины должен показать подготовительный рисунок. И не ошиблись: ИК-исследование полностью подтвердило наше предположение.

Яковлев Гавриил Иванович
Портрет Е.Н. Волоцкой
Конец 1850-х
Холст, масло
Поступил в 1941 г. из Государственного музея этнографии. Ранее: собр. Е.Н. Волоцкой, затем ее дочери, Е.А. Имеретинской, в Санкт-Петербурге-Петрограде; с 1919 — в Государственном музейном фонде; с 1921 — в Историко-бытовом отделе Государственного Русского музея
ЭРЖ-1321

Еще один женский портрет, приписанный впоследствии Г.И. Яковлеву, лишь отдаленно напоминал картины этого мастера. Для экспонирования его на выставке «При Дворе российских императоров» в 2014 году необходимо было уточнить, кто изображен на портрете, а для этого – изучить историю его бытования. В инвентарную опись Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа картина была записана как «Портрет молодой Е.Н. Волоцкой». Уточнить имя изображенной помогло архивное дело «Опись и переписка о поступлении художественных вещей, принадлежащих Е.Н. Волоцкой, в Отдел охраны, учета и регистрации памятников искусств и старины и передача последних в Русский музей». В деле имеются: просьба Екатерины Николаевны Волоцкой от 19 ноября 1918 года о выдаче ей охранного свидетельства о взятии на учет вещей из ее квартиры (Офицерская ул., д. 53, кв. 3), описи всех вещей, имеющих художественное значение и справка о том, что к 1921 году Екатерина Николаевна Волоцкая умерла и вещи ее перешли к дочери Екатерине Александровне Имеретинской. В Описи эрмитажный портрет записан с указанием авторства: «20. Дамский портрет Е.Н. Волоцкой раб[оты] худ[ожника] Яковлева» (АГЭ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 366. Л. 6). Тем не менее в каталоге мы осторожно указали, что атрибуция портрета художнику Гавриилу Ивановичу Яковлеву «еще требует дополнительного обоснования» (При Дворе российских императоров: Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа: каталог выставки: в 2 т. СПб., 2014. Т. 1. кат. 27). 

Портрет Е.Н. Волоцкой
Снимок в ИК-области спектра

Памятуя об архивном деле, где была записана фамилия Яковлева как автора портрета Е.Н. Волоцкой, мы подвергли и эту работу ИК-исследованию, получив уже знакомый нам подготовительный рисунок: слегка скругленный, с деталями, характерными для рассмотренных выше портретов, хотя и менее подробный.

Яковлев Гавриил Иванович
Портрет иеромонаха
1850-е
Холст, масло
Поступил в 1941 из Государственного музея этнографии. Ранее: в Обществе любителей древней письменности в Ленинграде; в Историко-бытовом отделе Государственного Русского музея
ЭРЖ-697

Неизвестный художник
Портрет Игнатия Брянчанинова
1850-е
Холст, масло
Поступил в 1941 из Государственного музея этнографии. Ранее: собр. К.А. Горчакова в Санкт-Петербурге; в Государственном музейном фонде; с 1920 – в Историко-бытовом отделе Государственного Русского музея.
ЭРЖ-686

Два последних публикуемых здесь портрета – мужские. Один изображает неизвестного иеромонаха, другой – Игнатия Брянчанинова. Если первый был схож с яковлевскими работами по своей стилистике, то второй был написан в иной художественной манере. Правда, для всей поверхности в последнем портрете характерно оседание красочного слоя, что всегда очень затрудняет визуальный анализ живописной поверхности. Но и здесь было видно, что портрет написан чуть более жестко, чем эталонные вещи Яковлева.

Неизвестный художник
Портрет Игнатия Брянчанинова
Снимок в ИК-области спектра

Мы исследовали портрет по другой причине: известно, что портрет Брянчанинова Яковлев экспонировал на академической выставке 1854 года. Результат оказался отрицательным: при ИК-исследовании почти не видно рисунка, хотя в образном плане и композиционно – портрет Брянчанинова вполне яковлевская вещь. Возможно, эрмитажный портрет Брянчанинова является копией с оригинала Яковлева, местонахождение которого пока неизвестно.

Портрет иеромонаха
Снимок в ИК-области спектра

Портрет иеромонаха после исследования в подготовительном рисунке обнаружил несомненное сходство с работами Яковлева и, прежде всего, с портретом А.З. Теляковского.

Автор статьи: Ю.Ю. Гудыменко, хранитель фонда живописи Отдела Истории русской культуры

Литература

Гудыменко Ю.Ю. Портреты Г.И. Яковлева. Новые атрибуции // Сообщения ГЭ. LXXXVII. СПб., 2018. С. 97-103.

Сведения об изображенных на портретах

Теляковский Аркадий Захарович (1806-1891) — генерал-лейтенант, военный инженер, ученый-фортификатор; участник русско-турецкой войны 1828-1829; автор первого русского труда «Фортификация». Читал лекции по фортификации в Пажеском корпусе, в школе гвардейских прапорщиков и в кадетских корпусах. В 1863-1865 — председатель технического комитета Главного инженерного управления.

Теляковская (урожд. Каншина) Юлия Васильевна (?-после 1888) — дочь помещика рязанской губернии коллежского регистратора Василия Семеновича Каншина; жена (с 1838) Аркадия Захаровича Теляковского (1806-1891).

Исидор (в миру Яков Сергеевич Никольский) (1799-1892) — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1834-1837); епископ Полоцкий и Виленский (1837-1840); архиепископ Могилевский и Мстиславский (1840-1844); архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1844-1858); митрополит Киевский и Галицкий (1858-1860); митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (1860–1892). Архимандрит Александро-Невской лавры и главный попечитель императорского человеколюбивого общества (с 1860); состоял членом многих ученых обществ.

Мейснер Александра Александровна, урожденная Сапожникова (1815-1868) — купчиха; жена купца Эвальда Ивановича Мейснера (1804-1871).

Волоцкая Екатерина Николаевна (не ранее 1839-1919) — дочь Николая Николаевича Зубова (1792-1843) и Павлы Васильевны Одинцовой (1814-1876), жена Александра Владимировича Волоцкого (1827-1898), от которого имела двоих детей. Поскольку брак Н.Н. Зубова и П.В. Одинцовой состоялся в 1839 году, то год рождения Екатерины Николаевны может быть определен не ранее этой даты. Если предположить, что она родилась около 1840 года, то датировку, предложенную Ю.В. Плотниковой по костюму и прическе — 1855-1856, следует сдвинуть на несколько лет вперед.

Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867) — епископ Кавказский и Черноморский (1856-1861). Богослов и проповедник.