Назад
Статья

Поль Синьяк

Рубрики:Изобразительное искусство, Европа

Поль Синьяк — французский художник, один из лидеров течения неоимпрессионистов, которых также называли дивизионистами. Представители этого направления «развивали технику так называемого разделения («la division»), пользуясь приемом оптического смешения тонов и цветов», — писал Синьяк в своей работе под названием «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899). Делакруа прибегал к научной теории цвета и использовал метод дополнительных цветов. За колористическую смелость французского романтика называли лунатиком, а его картины — мазней и пачкотней. Его последователи — импрессионисты, отказались от земляных тонов и писали, по словам Синьяка, «только цветами радуги». Дивизионисты делают ещё один решительный шаг, они руководствуются уже не впечатлением от натуры, а возвращаются к точному научному методу, который практиковал Делакруа. В поисках яркости, силы и свежести краски — Синьяк и другие художники-неоимпрессионисты накладывают на холст ровные мазки чистого цвета. Например, эрмитажная работа «Пиния. Сен-Тропез» (ок. 1892—1893) была написана на пленэре как натурный этюд, а позже, уже в мастерской, согласно научному методу, то есть с разложением на мазки чистого цвета, на ее основе была создана готовая картина.

Поль Синьяк разводит такие понятия, как «дивизионизм» (использование «техники разделения») и «пуантилизм» (от слова «point» – точка). Первое относится к содержанию и сущности направления, а второе скорее к формальной стороне: «пуантилизм – это только средство». «”Живопись нельзя нюхать”, — сказал Рембрандт. Чтобы слушать симфонию, садятся не среди медных инструментов, а в том месте, откуда звуки различных инструментов сливаются в созвучие, желанное композитору. Потом можно разобрать партитуру нота за нотой, чтобы изучить оркестровку. Точно так же и перед картиной, написанной техникой разделения, можно сначала стать достаточно далеко, чтобы получить общее впечатление, а затем, если хочется понять технические подробности, приблизиться, чтобы изучить игру красочных элементов», — писал Синьяк в защиту неоимпрессионизма.