Назад
Статья

Пьер Сулаж

Рубрики:Европа, Изобразительное искусство

Пьер Сулаж — ныне живущий французский художник-абстракционист. Почти всю жизнь он пишет чёрные картины. По большей части это большие полиптихи, покрытые чёрной краской, главную роль в которых играет отражённый свет. Одна из таких картин находится в собрании Государственного Эрмитажа, она называется «Живопись, 220×324 см, 19 января 1995». Чёрная величественная работа Сулажа символически завершает экспозицию французского искусства в Главном штабе.

p>

Главный штаб, зал 444

Известно, что импрессионисты старались избегать чёрного цвета. Если мы рассмотрим «Даму в чёрном» Ренуара, то обнаружим, что платье героини вбирает в себя оттенки синего и серо-голубого.

Пьер Огюст Ренуар
Дама в чёрном
Около 1876 г.
Холст, масло
Поступил в 1930 г. Передан из Государственного музея нового западного искусства. Происходит из собрания С. И. Щукина
ГЭ-6506

Чёрный появляется уже у постимпрессионистов, его много, например, у Поля Сезанна. По-настоящему этот цвет возвращают в искусство художники начала XX века, Анри Матисс даже пишет заметку под названием «Чёрный — это тоже цвет». Часто живописец использует чёрный контур, чтобы усилить общее звучание цвета.

Если обратиться к более раннему периоду в истории искусств, следует отметить, что Сулаж в юности был впечатлён колоритом и глубокими тенями Гюстава Курбе. Большой корпус его работ он видел в Музее Фабра в Монпелье, оказавшись в этом городе во время оккупации Франции. 

Гюстав Курбе
Пейзаж с мёртвой лошадью
Вторая половина 1850-х гг.
Холст, масло
Поступил в 1922 г. Передан из Кушелевской галереи Академии Художеств
ГЭ-3897

Там же Сулаж познакомился и с полотнами старых мастеров, но и в их композициях его увлекали контрасты и размещение световых пятен.

Нередко, обращаясь к эрмитажной работе Сулажа, вспоминают «Мужской портрет» Франса Хальса. Известно, что Винсент Ван Гог насчитал у голландского живописца не менее двадцати семи оттенков чёрного.

Франс Хальс
Мужской портрет
До 1660 г.
Холст, масло
Собрание Екатерины II. Поступил между 1763 и 1774 гг.
ГЭ-816

Говоря о Сулаже, нельзя не упомянуть его любовь к древнему искусству и пещерной живописи, то есть изображениям, сделанным чёрным углём или чёрной краской из оксида марганца.

Художник не всегда писал только чёрным, в его творчестве выделяют несколько этапов: период знаков, относительно цветной период (когда чёрным формам сопутствовали один или два дополнительных цвета), крупные горизонтальные полотна 60-х, ультрачёрные полиптихи и самые поздние работы.

Справа налево: Жак Ширак, М. Б. Пиотровский, Бернадетт Ширак, Пьер Сулаж, М. Е. Швыдкой, И. И. Яковлева

Ультрачёрные полотна Сулаж начинает писать с 1979 года. Он кладёт на холст пастозный слой краски с помощью различных инструментов. Это мастихины и шпатели, длинные грубые щётки, напоминающие швабры. Нередко Сулаж специально изготавливает инструменты для будущей работы. Широкие мазки, положенные особым образом, по-разному отражают свет, и он возвращается к зрителю, создавая эффект свечения. Сулаж называет это outrenoir, он пишет:

Мишель Пастуро в своей книге «Чёрный. История цвета» пишет об общей этимологии таких слов, как black (ярко-чёрный) и blanc (белоснежный): «Слова происходят от общегерманского глагола blick-an (блестеть). То есть первое значение этих слов связано с их яркостью, а не хроматической идентификацией». Он завершает своё размышление следующим пассажем:

Есть огромная свобода в том, чтобы от всего отказаться — от сюжета, фигуративности, персонажей и образов, колористических эффектов, — и работать только в одном направлении, производя поэтическую работу на уровне микрособытия. Экономия художественных средств требует и большой ответственности, главное для Сулажа — точность. Нередко он уничтожал свои холсты, уже отобранные кураторами для грандиозных выставок, потому что находил их несовершенными.

Пьер Cулаж
Живопись, 220×324 см, 19 января 1995
1995 г.
Холст, масло
Поступил в 2002 г. Дар автора Пьера Сулажа
ГЭ-10630

В 2001 году в Николаевском зале Зимнего дворца прошла первая ретроспектива Сулажа в России, в рамках которой было показано 37 произведений. В 2004 картина под названием «Живопись, 220×324 см, 19 января 1995» стала частью постоянной экспозиции музея. Это полиптих, ориентированный по горизонтали, в композиции которого можно выделить три части. На примере этой работы хорошо виден контраст между чёрным, белым и ультрачёрным с его мерцанием. Увидеть картину можно в Главном штабе, на 4 этаже (Зал 444).

 

Автор статьи: Александра Цибуля, методист Сектора подготовки электронных изданий