Назад
Статья

Новый Эрмитаж. Строительство Императорского музеума

Рубрики:История Эрмитажа

«Мы знаем, каким расцветом литературы приходится считать Николаевское царствование, где крупные имена писателей русских тесно сплачивались с именами больших художников, отличных зодчих и первоклассных музыкантов». Эти строки, принадлежащие автору XIX века, очень точно отразили эпоху создания Нового Эрмитажа — «публичного музеума», в котором император Николай I сделал доступными для публики великолепные художественные коллекции русских царей. В 1838 году Николай I совершил поездку в Германию, чтобы навестить своих венценосных родственников. Во время осмотра музеев Мюнхена — Глиптотеки и Пинакотеки — императора сопровождал известный баварский архитектор Лео фон Кленце, автор проектов этих музейных зданий. Они произвели на Николая I сильное впечатление. Он оценил основную идею архитектора-новатора, которая заключалась в создании архитектурного ансамбля, достойного тех памятников, которые в нём хранятся. Николая Павловича также привлекла рациональная планировка зданий, спроектированных с соблюдением всех технических требований к отоплению и освещению. Император провёл несколько часов в беседе с архитектором, обсуждая проблемы, связанные с Эрмитажем. Дело было не только в том, что екатерининский Эрмитаж стал тесен для коллекции, но и в том, что государь вознамерился создать новый музей, открытый для публики. Итогом беседы стало решение построить в Санкт-Петербурге музейное здание для размещения коллекции живописи и скульптуры, античных памятников, рисунков и гравюр, монет и медалей, резных камней, и Лео фон Кленце получил приглашение приехать в Россию. В июле 1839 года было утверждено «Предложение об устройстве музеума...», согласно которому разработанный Лео фон Кленце проект должен был осуществляться Строительной комиссией Зимнего дворца во главе с главным архитектором В.П. Стасовым. В комиссию вошли известные зодчие А. П. Брюллов и Н. Е. Ефимов, а автор проекта обязывался следить за постройкой, время от времени приезжая в Петербург. История одиннадцатилетнего строительства, начавшегося в 1840 году, полна конфликтов, возникавших между властным и суровым Стасовым, явно недовольным приглашением иностранца, и Кленце, который боялся искажения своего проекта. Архитекторы обменивались язвительными письмами, однако решающим в их спорах было слово императора. В результате Лео фон Кленце пришлось согласиться на некоторые изменения проекта. Музей предстояло возвести в непосредственной близости от императорского Зимнего дворца, на участке между Малым Эрмитажем и Зимней канавкой. Кленце предлагал снести все здания, существовавшие на этой территории, в том числе и екатерининский Большой Эрмитаж (Ю. М. Фельтен, 1770–1787) и корпус Лоджий Рафаэля (Дж. Кваренги, 1783–1792). Однако по настоянию комиссии здание Большого Эрмитажа удалось сохранить, что лишило музей северной анфилады залов и главного фасада, ориентированного на Неву. Корпус Лоджий Рафаэля был встроен в новую архитектурную оправу и стал неотъемлемой частью здания Нового Эрмитажа. Петербургские зодчие также настояли на некоторых изменениях проекта ради лучшего приспособления здания к северному климату и на использовании более пригодных строительных материалов. По новой планировке южная сторона здания, выходящая на Миллионную улицу, стала главным фасадом с парадным входом, который акцентирован портиком с каменными скульптурами атлантов, высеченных из сердобольского гранита по проекту А. И. Теребенева. Кленце чрезвычайно высоко оценил искусство скульптора: «Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего». Лео фон Кленце придал облику здания, возведённому, по его собственному определению, в стиле «неогрек», строгость и монументальность. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов и скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами. Согласно проекту, первый этаж предназначался для размещения античных коллекций, древней и новой скульптуры, экспозиции рисунков и гравюр, а также библиотеки. В оформлении залов первого этажа Кленце использовал приёмы античной архитектуры: гранитные и мраморные колоннады, облицовку стен стюком, неотличимым от мрамора, орнаментальные росписи. Интерьеры второго этажа, оформленные с поистине дворцовой роскошью, — центральные с верхними световыми фонарями и примыкающие к ним залы — отводились для экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства. Парадная лестница с величественной колоннадой на втором этаже создавала настроение особой торжественности: поднимаясь по ней, посетитель ощущал, что он входит в храм искусств. Новый Эрмитаж поражал великолепием залов и разнообразием коллекций. «Если бы мы могли описать красоту и величие этого места, что едва ли возможно, то наши друзья сочли бы это преувеличением. Конечно, мы смогли получить только общее представление, хотя прошли, наверное, милю или больше по галереям и залам, выполненным в пышном, но в то же время строгом стиле. Некоторые посвящены медалям и монетам...другие — скульптуре классической и современной. Большая же часть — картинам... Однако более всего поражает пышный характер мебели в залах, богатство и высокая тщательность обработки множества колонн итальянского мрамора, обычно из одного монолита, красота потолков», — писал современник. Новый Эрмитаж создавался под бдительным оком Николая I. Император вникал во все вопросы, тщательно изучал присылаемые Кленце чертежи и рисунки. Архитектор исполнил более 800 эскизов, отразив в них каждую деталь отделки помещений, мебели и даже экспозиции, которую он стремился ввести в ансамбль интерьера. Роскошь и красота музейных залов не только подчёркивали, что Эрмитаж — часть императорской резиденции, но и придавали ему значение художественного памятника. В память о создателе музея над Парадной лестницей Нового Эрмитажа была помещена доска с надписью: «Император Николай I воздвиг в 1850 г.». Музей был открыт для публики в феврале 1852 года.

Экспонаты

  • Садовников, Василий Семенович. Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы. 1851 г.

  • Кленце, Лео фон. Новый Эрмитаж. Фасады Южный и Восточный. 1861 г.

  • Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович). Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы. 1861 г.

  • Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Нового Эрмитажа. Зал испанской школы. 1856 г.

  • Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянских школ. 1856 г.

  • Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Нового Эрмитажа. Галерея истории древней живописи. 1859 г.

  • Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы. 1860 г.

  • Ухтомский, Константин Андреевич. Виды залов Нового Эрмитажа. Зал Колыванской вазы. 1858 г.

  • Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Нового Эрмитажа. Верхняя площадка лестницы. 1860 г.

  • Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович). Зал древней скульптуры в Новом Эрмитаже. 1856 г.

  • Кленце, Лео фон. Виды залов Нового Эрмитажа. Планы 1 и 2 этажей. 1861 г.

  • Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович). Виды залов Нового Эрмитажа. Зал французской школы. 1859 г.

  • Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович). Зал новейшей скульптуры. 1856 г.

  • Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович). Зал монет и медалей. 1853 г.

  • Крюгер, Франц. Портрет Николая I. 1852 г.

    закрыть