Назад
Статья

Фёдор Антонович Бруни

Рубрики:Персоналии, История Эрмитажа

 

Художник-академист, профессор Императорской Академии художеств, Фёдор Антонович Бруни в 1849–1864 годах возглавлял II Отделение Императорского Эрмитажа, которое включало в себя Картинную галерею, собрание рисунков, скульптуры, изделий из фарфора, бронзы, кости. Бруни внёс заметный вклад в организацию деятельности музея, открывшегося в 1852 году. Он принимал активное участие в создании «Правил для управления Императорским Эрмитажем», занимался разработкой структуры музея, формированием собрания и устройством экспозиции.

Фиделио Бруни родился в Милане 23 июня 1800 года. Вместе с отцом, живописцем Антонио Бруни (1767–1826), он приехал в Россию в 1807 году. Через два года мальчик был принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Он обучался в классе исторической живописи под руководством А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, был удостоен двух серебряных медалей (1813). В 1818 году Фёдор Бруни окончил Академию с аттестатом 1-й степени и званием классного художника.

После окончания обучения в Академии в 1818 году художник был послан для продолжения учёбы и совершенствования в Рим. Работая в Италии в 1818–1836 и 1838–1845 годах, Бруни создал ряд произведений, в числе которых самая знаменитая его картина — «Медный змий» (1827–1841), а так же картоны для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (1841–1845) и Храма Христа Спасителя в Москве. Восторженно принятый публикой в Риме, в 1841 году «Медный змий» прибыл в Петербург, где был выставлен в Аванзале Зимнего дворца, затем, для всеобщего обозрения, в Академии художеств. Николай I приобрёл эту картину для Эрмитажа и велел поместить её вместе с огромным полотном Брюллова «Последний день Помпеи» в зале русской школы Императорского музея.

В 1834 году за картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни был удостоен звания академика. В 1836–1838 годах он создал большой образ для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Многие годы живописец преподавал в Императорской Академии художеств, став главой русского академизма: с 1836 — профессор живописи 2-й степени и преподаватель исторической живописи, с 1846 — профессор живописи 1-й степени и член Комитета по устройству мозаичного отделения при Академии художеств.

В 1849─1864 годах Ф. А. Бруни служил начальником II Отделения Императорского Эрмитажа, заняв этот пост после ухода Ф. И. Лабенского. Он много сделал для пополнения и систематизации коллекций музея. Бруни выступал уполномоченным Русского двора при покупке в Венеции галереи Барбариго (1850), в Гааге — при распродаже собрания короля Вильгельма II (1850) и в Париже — на аукционе собрания маршала Н. Сульта (1852). Открытие Нового Эрмитажа ознаменовалось приобретением шедевров, среди которых «Мария Магдалина», «Святой Себастьян», «Несение Креста», «Христос-Вседержитель» Тициана, «Освобождение апостола Петра из темницы» Мурильо, «Святой Лаврентий» Сурбарана, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо, «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена.

В годы подготовки музея к открытию, Бруни принимал участие в создании «Правил для управления Императорским Эрмитажем» и в разработке его структуры. Он активно занимался формированием собрания и устройством новой экспозиции музея. По поручению Николая I, пожелавшего освободить коллекции от второстепенных произведений, Бруни возглавил комиссию по экспертизе картин в Эрмитаже и загородных дворцах (1849─1853). Комиссия осмотрела 4500 картин, разделив их на четыре разряда, после чего император назначил аукцион.

В 1855─1871 годах Бруни выполнял обязанности ректора Императорской Академии художеств по отделениям живописи и ваяния. В 1866 году в его ведение перешло мозаичное отделение Академии, руководителем которого он оставался до самой смерти.

Бруни имел следующие звания: Почётный член Академии художеств в Милане (1839), Академии художеств в Болонье (1846), почётный член и профессор Академии святого Луки в Риме, профессор Академии художеств во Флоренции (1851).

Похоронен художник в Некрополе мастеров искусств (Санкт-Петербург).

Материалы:
Сотрудники Государственного Эрмитажа. 1852─1917. Биобиблиографический справочник.  СПб.: Изд-во ГЭ, 2004. С. 27─29.