Назад
Статья

Эрнест Карлович фон Липгарт

Рубрики:История Эрмитажа, Персоналии

Барон Эрнест фон Липгарт происходил из древнего лифляндского рода, известного с XVII века. Его детство прошло в родовом имении Ратсхоф в Дерпте (ныне Тарту), где из поколения в поколение собиралась коллекция произведений искусства. «Я родился в настоящем музее, в доме, построенном в чистейшем стиле Людовика XVI одним из Липгартов…», — вспоминал он. Отец Эрнеста, барон Карл Эдуард фон Липгарт, известный в Европе как знаток искусства и выдающийся коллекционер, дал сыну прекрасное домашнее образование. В 1862 году семья Липгартов переехала во Флоренцию. Юноша начал заниматься живописью в частной академии и брал уроки у немецкого художника Франца фон Ленбаха. Историю искусства он изучал в музеях Германии, Испании, Англии и Италии. Во Флоренции Карл Эдуард фон Липгарт и его семья были приняты великой княгиней Марией Николаевной, в доме которой собиралась политическая и художественная элита. Мария Николаевна оказывала покровительство начинающему художнику, для неё он выполнил своё первое монументальное произведение «Ариадна и Бахус». В 1873 году, получив заказ от князя Ливена скопировать портрет Карла I работы Ван Дейка из собрания Лувра, Эрнест фон Липгарт переехал в Париж. Благодаря рекомендации великой княгини Марии Николаевны, сразу по приезде художник попал в салон принцессы Матильды Бонапарт, один из самых модных в столице. В Париже он продолжил образование в Академии Жюлиана и у художников Гюстава Жаке, Гюстава Буланже и Жюля Лефевра, а с 1877 года уже выставлял свои картины в Салоне. Липгарт выполнял заказы на монументальные росписи парижских особняков, писал портреты и иллюстрировал журналы и книги. В 1882 году графиня Эмануэлла Потоцкая заказала ему десюдепорты и плафон «Аллегория Ночи» для своего особняка. Художнику предложили проиллюстрировать юбилейное издание 1883 года, посвящённое Виктору Гюго. Картина «Вознесение на небо Святой Марии Магдалины» была куплена в 1884 году для Люксембургского королевского музея. В Париже Эрнест познакомился и подружился с И. С. Тургеневым, которого неоднократно портретировал, а позже оставил о нём свои воспоминания. Эрнест фон Липгарт был непременным участником собраний парижского «Общества взаимного вспомоществования русских художников», возглавляемого профессором живописи А. П. Боголюбовым. Благодаря Алексею Петровичу, который преподавал рисунок Александру III и Марии Фёдоровне, а также выступал советником по вопросам современной живописи, Липгарт получил заказ императора. В 1886 году он привёз два полотна — «Христос среди мудрых и неразумных дев» и «Богини, отправляющиеся на суд Париса» — в Петербург, где и остался. В столице Российской империи мастер создал большую портретную галерею деятелей искусств, исполнил серию портретов императора Николая II и великих князей. Он оформил росписями ряд петербургских дворцов, церквей и театров. В 1894 году Э. К. Липгарт создал плафон с сюжетом на тему «Поэзия» в Мраморном дворце великого князя Константина Константиновича, а в 1899 году украсил домашний театр во дворце Юсуповых на Мойке. Как театральный декоратор он участвовал в оформлении спектаклей Мариинского театра, а также расписывал музыкальные инструменты, в частности, рояль императрицы Александры Фёдоровны. Произведения Липгарта экспонировались в залах Императорской Академии художеств, в Санкт-Петербургском Обществе поощрения художеств, в Товариществе художников, Обществе А. Куинджи, Обществе акварелистов. Известны и его работы в области религиозной живописи: для костёла французского посольства, для лютеранской церкви святой Анны в Петербурге и для лютеранской церкви в Ораниенбауме. Плодотворной была и преподавательская деятельность Липгарта в Школе Общества поощрения художеств, в Ксениинском институте благородных девиц и в Институте истории искусств. В 1893 году живописцу было присвоено звание академика, а в 1902 году он был избран действительным членом Императорской Академии художеств. В 1906 году Э. К. Липгарт получил приглашение директора Эрмитажа И. А. Всеволожского поступить на службу в музей, с сохранением должности в Ксениинском институте. С октября 1907 по май 1908 года он исполнял обязанности старшего хранителя Картинной галереи, затем был назначен на классную должность, в 1909 году ему было поручено заведовать Картинной галереей и реставрационными мастерскими. Э. К. Липгарт обогатил искусствоведческую науку открытиями, сделав ряд важных атрибуций произведений западноевропейской живописи. Среди них наиболее известны «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Благовещение» Филиппино Липпи, «Апостолы Пётр и Павел» Эль Греко. По инициативе Липгарта в 1910 году был куплен «Святой Себастьян» Перуджино, учёный приложил немало усилий для приобретения собрания П. П. Семёнова-Тян-Шанского, включавшего более 700 картин. В 1912 году Э. К. Липгарт выпустил новое издание первого тома каталога Картинной галереи ─ переработку каталога А. И. Сомова на основании новейших данных и тщательного исследования эрмитажного собрания. Ценной особенностью этого каталога была сводка всех основных атрибуций картин, менявших своё название или не получивших ещё общепризнанной атрибуции. К каталогу был приложен альбом с воспроизведением всех описанных в нём картин. В 1911–1912 годах, вместе с Д. А Шмидтом, хранитель осуществил новую развеску картин в Картинной галерее Эрмитажа. В эти же годы он принимал участие в замене старой амосовской системы отопления в здании Нового Эрмитажа. Исследователь занимался классификацией и атрибуцией картин в Гатчине, Петергофе, Царском Селе и Павловске и написал ряд статей о дворцовых собраниях. Свои научные статьи Липгарт публиковал в отечественных и зарубежных журналах «Старые годы», Ежегоднике Института истории искусств, первом Сборнике Эрмитажа, Gazette des Beaux Arts, Jahrbuch der Koniglich Preuszischen Kunstsammlungen и других. В 1912–1913 годах Липгарт читал историю итальянской живописи в Институте истории искусств. В 1918 году Липгарт подал в Совет Эрмитажа прошение об освобождении его от заведования Картинной галереей и стал хранителем итальянской живописи. Октябрьскую революцию учёный принял с энтузиазмом, но ему пришлось испытать жестокость нового времени. В 1921 году его выселили из собственного дома на Каменноостровском проспекте, в конце этого же года в Омске была расстреляна его дочь Мария. Тем не менее он не остался за границей, куда выезжал вместе с женой в 1923 году для продолжения работы над каталогом итальянской живописи. В 1928 году вышла в свет работа «Леонардо да Винчи и его школа». В посвящённом 80-летнему юбилею Липгарта «Адресе» коллеги выразили своё признание его заслуг: «Отдавая силы художественному творчеству, Вы никогда не прерывали работы над старыми мастерами. Ваша эрудиция и вкус позволили Вам извлечь из неведения много выдающихся художественных произведений, безымянных, без преданий об их мастерах, дожидавшихся Вашего чуткого глаза. Вы открыли этих мастеров, назвали их и тем возродили к новой жизни». Четвёртого сентября 1929 года ввиду сокращения штатов престарелый учёный был уволен из Государственного Эрмитажа, но продолжал работать над каталогом итальянской живописи. Во второй половине 1920-х годов Липгарт начал писать мемуары, которые имеют не меньшую ценность, чем его научные открытия. Произведения художника хранятся в отечественных и зарубежных музеях: Эрмитаже, Русском, Третьяковской галерее, в художественных музеях Саратова, Ульяновска, Краснодара, Ташкента, а также Парижа, Мюнхена, Таллинна, Тарту, Риги. Э. К. Липгарт умер 31 марта 1932 года, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. По материалам: Е. Ю. Соломаха. Художник Э. К. Липгарт и его воспоминания // «Наше Наследие», № 81, 2007. Нина Веснина. Художник и хранитель Эрмитажа // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 6. СПб., 2005. Сотрудники Государственного Эрмитажа. 1852–1917. Биобиблиографический справочник. - СПб.: Изд-во ГЭ, 2004.

Экспонаты

  • Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа). 1478-1480 гг.

  • Липпи, Филиппино. Благовещение, середина 1490-х гг.

  • Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел, между 1587 и 1592 гг.

  • Перуджино, Пьетро (Пьетро Вануччи). Св. Себастьян. 1493-1494 гг.

  • Э. К. Липгарт обогатил искусствоведческую науку открытиями, сделав ряд важных атрибуций произведений западноевропейской живописи. Среди них наиболее известны «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Благовещение» Филиппино Липпи, «Апостолы Пётр и Павел» Эль Греко. По инициативе Липгарта в 1910 году был куплен «Святой Себастьян» Перуджино.

    закрыть