Помимо занятий живописью, Кес ван Донген сотрудничал с периодическими изданиями и юмористическими журналами «L’ Assiette аu beurre», «Le Rire», «Gil-Blas», «FrouFrou». Рисунок из собрания Эрмитажа под названием «Беспокойство», по мнению А. С. Кантор-Гуковской, тоже мог предназначаться для одного из таких журналов. Композиция сопровождается подписью: «Не слишком ли ты изменяешь мне со своей законной супругой?».
Кес ван Донген
Беспокойство (Inquetudes)
Журнальная иллюстрация. Кисть тушью на желтоватой бумаге
1900
Ван Донген был одним из основателей издательства «Сирена» и опубликовал в нём свои первые работы в книжной графике (имеется в виду жанр «книга художника», «livre d’artiste») — это «Сказка о Хасане Басрийском» из «1001 ночи» и «Лучшие сказки» Редьярда Киплинга. В Кабинете книги художника на 4 этаже Главного штаба экспонируется книга Вольтера, оформленная ван Донгеном: «Царевна Вавилонская» (дар Марка Башмакова).
Кабинет книги художника
Главный штаб, 4 этаж
Это захватывающая история в духе XVIII века о подвигах, странствиях, поиске жениха, испытаниях и препятствиях, искушениях и верности. Вольтер в ироническом ключе рассказывает о нравах своих современников, помещая их в разные эпохи, страны и фантастические декорации, героям сопутствуют единороги и говорящая птица-феникс. В философской повести упоминается и Россия, которая именуется «империей киммерийцев», и Екатерина II, прославляемая Вольтером как «самая любезная и самая блестящая из цариц».
Яркие и остроумные литографии (с самого начала книжные иллюстрации Кеса ван Донгена были цветными) прекрасно отражают стилистику повествования. Мы подобрали цитаты к некоторым работам.
Кес ван Донген
Вольтер «Царевна Вавилонская». Париж. Изд-во «Scripta et Picta»
Литография
1948
«Но что было всего прекраснее в Вавилоне и что затмевало все остальное, это дочь царя — Формозанта. Спустя века с её изображений и статуй Пракситель изваял Афродиту — ту, что известна под именем Венеры Прекраснозадой. Но какая разница, о небо, между оригиналом и копиями! И Бел справедливо гордился дочерью больше, чем царством. Ей минуло восемнадцать лет. Пора было найти ей достойного супруга; но где искать его? Древний оракул предсказал, что Формозанта будет принадлежать лишь тому, кто натянет лук Нимврода».
Кес ван Донген
Вольтер «Царевна Вавилонская». Париж. Изд-во «Scripta et Picta»
Литография
1948
«Против него выпускают самого огромного льва, какой когда-либо был вскормлен в горах Антиливана. Казалось, чудовищные когти льва способны растерзать сразу всех трёх царей, а огромная пасть — поглотить их. Яростное рычание разносится по всему амфитеатру. Доблестные противники стремительно бросаются навстречу друг другу. Мужественный скиф глубоко вонзает саблю в отверстую пасть льва, но острие, наткнувшись на один из тех крепких клыков, которых ничто не в силах раздробить, разлетается в куски, и чудище, рассвирепев от нанесённой ему раны, уже запускает окровавленные когти в тело царя».
Кес ван Донген
Вольтер «Царевна Вавилонская». Париж. Изд-во «Scripta et Picta»
Литография
1948
«Птица, преподнесшая столь прекрасный дар, изумила их ещё больше. Величиной она не уступала орлу, но глаза её были так же кротки и нежны, как горды и грозны орлиные очи. Её розовый клюв чем-то неуловимо напоминал прелестные уста Формозанты. Шея птицы отливала всеми цветами радуги, но более яркими, более ослепительными. Оперение играло тысячью золотистых оттенков, лапы были словно из серебра и пурпура, и хвосты тех чудесных птиц, которых впоследствии впрягали в колесницу Юноны, меркли перед её хвостом».
Источники:
Искусство Франции 1860–1950. Живопись, рисунок, скульптура: каталог коллекции: в 2 т. / Костеневич А. Г.; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. Том 2. – 204 c., ил.
Рисунок, акварель, пастель французских художников второй половины XIX – XX века из собрания Эрмитажа: каталог / Государственный Эрмитаж. – Ленинград: Искусство, 1985. 65 с., ил.
Livre d'artiste. Выставка книг из собрания Марка Башмакова: каталог / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. 320 с.: ил.
Экспликация куратора выставки М. В. Балана, научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства