Назад
Статья

Бронзовый век. Огюст Роден

Рубрики:Изобразительное искусство, Европа

class="MsoNormal"> 

Факт № 1

Когда весной 1877 года работа была показана в парижском Салоне, на официальной регулярной художественной выставке, она вызвала настоящий скандал. Современники Родена, приверженцы академизма, были настолько поражены реалистичностью скульптуры, что обвиняли художника в мошенничестве, говорили, что он сделал слепки с живого натурщика (тем более что статуя была выполнена в человеческий рост, а в качестве материала был использован гипс). Родену даже грозили судом! Группа художников направила петицию протеста в министерство изящных искусств, а скульптор был вынужден показать фотографии модели (это был солдат по имени Огюст Нейт). Постепенно все обвинения были сняты.

Факт № 2

Считается, что название работы Родена восходит к Гесиоду (об этом пишет, например, Альберт Костеневич). Древнегреческий поэт делил историю человечества на пять веков:

1. «Поколенье людей золотое», проводившее время в пирах и неге, не знавшее ни в чём нехватки;
2. Люди из серебра, подобные неразумным детям. Повзрослев, они возгордились и перестали приносить жертвы богам;
3. Медное поколение людей-воинов (оригинальное название скульптуры — «L’Âge d’airain», что можно перевести и как «Медный век», и как «Бронзовый век»);
4. «Славных героев божественный род»;
5. «Железные люди», забывшие совесть и стыд и восставшие друг против друга.

По-видимому, работа Родена отсылает именно к третьему поколению. Важно, что в описании Гесиода упоминается копьё:

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих
Медное создал, ни в чём с поколеньем не схожее с прежним.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.

Копьё существовало и на предварительной стадии работы Родена, на него опирался раненый персонаж. Позже мастер отказался от этого образа.

Факт № 3

У статуи были и другие названия: «Раненый солдат», «Побеждённый», «Человек первобытной эпохи», «Пробуждающийся», «Пробуждающееся человечество», «Железный век».

Факт № 4

Изначально работа отсылала к поражению в франко-прусской войне.

Факт № 5

Скульптура отражает и внутреннее смятение чувств Родена. Чарльз Фиц Джеральд пишет об этом периоде его творчества как о времени потерянности, крушения ориентиров. Уже после начала работы над «Бронзовым веком» Роден отправился в Италию, чтобы лучше познакомиться с работами Микеланджело, но был разочарован мастером. Он счёл, что итальянский скульптор слабее античных авторов, мало изучал натуру, бесконечно воспроизводил один и тот же тип модели, а также многое взял у Донателло.

Факт № 6

Гипсовый оригинал Роден подарил в 1914 году Петербургской Академии художеств в знак признательности за избрание его почётным членом. Вероятно, инициатива избрания исходила от графа Ивана Ивановича Толстого, вице-президента Академии. В Эрмитаж работа передана из Института пролетарских изобразительных искусств (бывшего музея АХ) в 1931 году. В Главном штабе можно посетить Зал Огюста Родена (Зал № 452).

Источники:

Гесиод. Теогония. Труды и дни. Щит Геракла. — Москва, 2001.

Искусство Франции 1860–1950. Живопись, рисунок, скульптура: каталог коллекции: в 2 т. / Костеневич А. Г.; Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. Том 2. — 204 c., ил.

Латт Л. Скульптура Родена в Эрмитаже. — Ленинград: Изд-во «Аврора», 1987.

Charles Fitz Gerald. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, Vol. 2, No. 6 (Jun., 1907), pp. 100–102.

закрыть