Список лекций

 

Предлагаем вашему вниманию курс лекций по истории искусства и культуры Древней Греции и Рима. Сотрудники Отдела античного мира, хранители коллекций — искусствоведы, археологи, историки, шаг за шагом проведут вас сквозь века: от древнейших этапов крито-микенской цивилизации до падения Рима.

  • Вы узнаете о том, как в эпоху архаики случилось «греческое чудо», когда за короткий промежуток в городах, расположенных на побережье Средиземного и Эгейского морей, зародились основные формы общественного устройства и духовной жизни — демократия, философия, театр, поэзия, наука. В изобразительном искусстве произошла стремительная эволюция от абстрактной геометрики к иллюзии натурализма.
  • Мы расскажем вам о художественной революции в искусстве Греции периода классики и покажем, как древние художники достигли небывалой свободы в изображении человеческого тела, не превзойденной в истории человечества. Вместе с вами мы прогуляемся по шумным улицам античных городов, заглянем в частные  дома, общественные здания и храмы древних греков. Мы посетим  Афинский Акрополь, ставший самым знаменитым памятником в истории мировой культуры.
  • Бурную эпоху эллинизма откроют завоевания Александра Македонского, который кардинально изменил политическую карту античного мира. Восточный поход завоевателя — самый далекий в истории человечества военный поход — привел к разрушению Персидской империи, самой могущественной на тот период империи Востока, открыв границы греческой цивилизации. Это влияние затронуло огромную территорию от Греции до Индии, до Монголии и других государств за пределами ойкумены — мира, о котором знали греки. Эллинизм, как глобальный процесс взаимодействия культур, предстанет в образах новых богов и властителей — в скульптуре, фресковых росписях, в роскошных камеях. Новыми центрами стали Македония в Северной Греции, Пергам в Малой Азии, Антиохия на Ближнем Востоке и Александрия в Египте. Правители считали своим долгом окружать себя людьми, способными прославить их столицы и дворцы, богатая «буржуазия» покровительствовала наукам и искусствам. Именно тогда, в эллинистический период, были сделаны многие открытия, без которых уже невозможно представить себе историю искусства Западной Европы. Достижения эллинизма были восприняты древними римлянами, чей политический гений позволил установить контроль над всем цивилизованным Западом и странами Востока.
  • Следы великой Римской Империи — гигантские акведуки, руины монументальных городских ансамблей, терм, дворцов и храмов, триумфальные арки и колонны и по сей день возвышаются в современных городах, в горах, лесах, пустынях. Помимо архитектуры и градостроительства, величайшим открытием римлян стал скульптурный портрет, безоговорочно признанный одной из вершин мировой истории искусства. Вместе с вами мы  проследим этапы истории римского портрета, запечатлевшего в камне примеры доблести и порока. Мы увидим, как в художественном стиле элегантный классицизм сменяет экспрессивная абстракция, и сможем понять, в чем заключается  сущность портретного образа.
  • Яркая страница истории античного мира — основание колоний Северного Причерноморья. Колонизация разбросала греческие города по Средиземноморью и за его пределы — от Африки до Черного моря. Многие из этих поселений простояли тысячелетия. В VIII–VII вв. до н. э. греки обосновались на северном побережье Черного моря. Отсюда орды кочевников в течение тысячелетий обрушивались на восточные границы Европы. В основе искусство и культура городов-колоний были греческими: религия и образ жизни, социально-общественное устройство и архитектура. О жизни причерноморских городов, об искусстве, религии, о мире и войне расскажут археологи Государственного Эрмитажа, десятилетиями ведущие раскопки памятников Северного Причерноморья.

Лекторы — О. В. Горская, А. М. Бутягин, А. А. Трофимова, Д. Е. Чистов

Экспонаты

  • Мастер Детройт. Кратер чернофигурный: пир, процессия с колесницами, около 570 г. до н.э.

  • Сидящая Афродита с младенцем Эротом. 300-275 гг. до н.э.

  • Портрет императора Адриана в лавровом венке, cередина III в.

  • Портрет римлянки. 160-170 гг.

  • Парный портрет, вторая половина I в. до н.э.

  • Бюст императора Люция Вера. 161-169 гг.

  • Мастер Ватикан 73. Ольпа чернофигурная: фризы с животными, около 630-615 гг. до н.э.

  • Камея: портреты Птолемея II и Арсинои II (камея Гонзага). III в. (оправа - поздняя)

  • Группа Пионеров. Пелика краснофигурная. А: Мужчина, юноша и мальчик смотрят на ласточку. Б: Два борющихся юноши, около 510 г. до н.э.

  • Портрет императрицы Ливии, до 42 г.

  • Фрагмент облицовки стены с полихромной росписью: корабль "Изида", первая половина III в. до н.э.

  • Бляшка в форме танцовщицы. IV в. до н.э.

  • Мастер Ксенофант. Лекиф краснофигурный: охота на вепря, вторая половина IV в. до н.э.

  • Группа Леагра, мастер Антиопы. Гидрия чернофигурная: Колесница с привязанным телом Гектора и Ахилл. На плечиках: колесница и воины. 510-е гг. до н.э.

  • Камея: Приам у Ахилла. I в. до н.э. - 1 в.

  • Показать еще
    закрыть